Анализ динамики трансформации дефицита бюджета в профицит с 1997-2007г.г.
таблица 4.
Взаимосвязь расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит
годы |
Расходы на обслуживание гос. долга в % |
Динамика процентного отношения дефицита / профицита к объему ВВП |
1997 |
1,8 |
4,0 |
1998 |
5,7 |
5,6 |
1999 |
3,4 |
1,3 |
2000 |
3,5 |
1,1 |
2001 |
2,6 |
2,7 |
2002 |
2,1 |
1,3 |
2003 |
1,7 |
1,6 |
2004 |
2 |
3,9 |
На основании таблицы 4 построим диаграмму 4.
диаграмма 4.
Вывод: анализируя данные диаграммы 4. можно сделать вывод, что повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по государственному долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.
Тем самым если выплата основной части государственного долга (его погашение) относится не к категории “расходов” (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из “источников покрытия дефицита”. То наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.
В связи с проведенным анализом динамики расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит, можно сделать вывод о том, что появление профицита федерального бюджета в полной мере зависит от динамики расходов на обслуживание государственного долга.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по гос. долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.
Основными направлениями повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита (профицита) станет:
-в первую очередь снижение долговой нагрузки, которая позволила существенно сократить долю государственного долга в ВВП;
-во-вторых, дальнейший рост профицита, который привел к формированию значительного финансового резерва, что дает возможность проведения активной инвестиционной политики и позволит в будущем увеличить непроцентные расходы.
В связи с этим, основными задачами правительства будут поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач.В свете поставленных задач приоритетными направлениями по дальнейшему совершенствованию останутся следующие направления бюджетно-налоговой политики: политика государственных расходов, налоговая политика, профицит бюджета, фискальный федерализм.